Минфин - Курсы валют Украины

Установить
3 сентября 2009, 13:00 Читати українською

Законопроект о временных сборах на импорт противоречат правилам

Распродажи на рынке акций, гривня ускорила падение


На рынке украинских акций в среду наблюдались распродажи на негативном внешнем фоне сегодняшних торгов в Европе, а также вчерашнего закрытия американских рынков. Индекс УБ понизился на 1,6% до 1154 пунктов, индекс ПФТС потерял 0,9%, закрывшись на уровне 458 пунктов. Объемы торгов остались на среднем уровне: около 12,5 млн грн на УБ и 8 млн грн на ПФТС. Практически все компоненты индекса УБ закрылись в минусе. Среди аутсайдеров торгов можно выделить Укрсоцбанк, упавший на 3% до 0,312 грн за акцию.

Среда была отмечена резким падением обменного курса гривни. Межбанковский валютный рынок закрылся на уровне UAH/USD 8,6420-8,6860 — гривня потеряла 1,4% по отношению к доллару. Внутридневные котировки продажи даже перешагнули через отметку UAH/USD 8,70. Спрос на иностранную валюту был очень сильным, что обусловило падение гривны. Медвежьи настроения по национальной валюте подкреплялись двумя важными факторами. Во-первых, рынок почувствовал, что НБУ отказался от массивных интервенций и не будет поддерживать курс в ближайшем будущем. Во-вторых, в среду появилось много сообщений СМИ о том, что миссия МВФ недовольна положением дел в экономической политике и может приостановить сотрудничество с Украиной, что может означать замораживание четвертого транша по программе stand-by в размере SDR 2,5 млрд (USD 3,9 млрд). Мы неоднократно высказывали прогноз, что четвертый транш будет перенесен на 2010 г., однако на рынке до сих пор не существует консенсуса по этому вопросу. НБУ провел в среду целевой аукцион, продав USD 44 млн 77 коммерческим банкам по курсу UAH/USD 8,01.
 

Парламент создал еще две проблемы для отношений с МВФ


Украинский парламент зарегистрировал два новых законопроекта. Первый, № 5080, предполагает введение «временного сбора» в размере 10% на свинину, мясные субпродукты, мясо птицы, готовые мясные продукты, а также автомобили. Второй, № 5082, призван легитимизировать авансовые платежи по налогу на прибыль в государственный бюджет.

Мнение Astrum: Законопроект о 10%-ном «временном сборе», который по своей сути является налогом с продаж, — это еще одна попытка поддержать конкуренцию с импортными товарами. Лоббисты данных инициатив отреагировали на критику со стороны международных организаций, и новый «временный сбор» должен взиматься как с импортных товаров, так и с товаров отечественного производства (за исключением экспортируемых). Однако положения данного законопроекта все же являются дискриминационными относительно импорта. Во-первых, многие сельскохозяйственные предприятия в Украине пользуются специальным режимом налогообложения (статья 8.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость»), и новый налог к ним применяться не будет. Во-вторых, законопроект № 5080 предусматривает направление доходов, полученных от нового налога, на субсидирование соответствующих отраслей. Таким образом, этот вопрос может быть предметом рассмотрения в ВТО, уже не в отношении прямых ограничений на импорт, а в отношении создания новых субсидий для отечественных производителей, искажающих конкуренцию с импортом.

В законопроекте об авансовых платежах по налогу на прибыль говорится, что предприятия должны платить 1/12 от налога на прибыль, уплаченного в предыдущем году, каждый первый и третий месяц квартала как частичную предоплату за этот квартал. Затем эта сумма должна вычитаться из ежеквартальных платежей. В настоящее время налог на прибыль уплачивается ежеквартально. Данная инициатива направлена на покрытие операционных разрывов в бюджетной системе: сейчас правительство получает платежи по налогу на прибыль несколько раз в год, тогда как бюджетные расходы распределены более равномерно по бюджетному году.

Оба новых законопроекта должны вступить в силу 1 января 2010 г. Таким образом, до их введения многое может измениться — если только дата вступления в силу не будет изменена в ходе парламентских слушаний. Мы ожидаем, что оба закона в случае их принятия станут дополнительными проблемами в отношениях с МВФ, поскольку дискриминация импорта и авансовые налоговые платежи не отвечают условиям программы сотрудничества. В то же время существуют аргументы против принятия этих законопроектов. Бюджетный кодекс Украины (ст. 27) гласит, что все законопроекты, затрагивающие доходы бюджета, должны быть официально зарегистрированы до 15 августа предыдущего года, что не было соблюдено в случае этих законопроектов. Впрочем, это не является значительным препятствием для депутатов, которые уже неоднократно нарушали такие «мягкие» положения Бюджетного кодекса.

Обзор подготовлен сотрудниками Astrum Алексеем Блиновым и Константином Литвином 
 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться