ВХОД
Вернуться
20 июля 2009, 11:30
НБУ не будет поддерживать страховщиков

НБУ не будет поддерживать страховщиков

Первый замглавы Госфинуслуг Сергей Корень заявил, что регулятор аннулирует лицензии компании «Страховые традиции», если страховщик к началу августа не начнет восстанавливать свою платежеспособность.

Сколько жалоб поступило в Госфинуслуг на деятельность страховых компаний?

Их количество заметно увеличилось – за первое полугодие было около 2,5 тыс. таких обращений. Основная причина жалоб – компании не выполняют своих обязательств. Но происходит это в основном из-за блокировки банками их депозитов.

Больше всего жалоб поступает от владельцев полисов КАСКО или ОСАГО?

Поровну. Но эти виды страхования – самые массовые, поэтому по ним в основном и жалуются. Причем сказать, что все претензии обоснованные, нельзя. Но большинство из них имеют почву – страховщики недоплачивают, отказывают в выплате, затягивают сроки выплат. По обращениям граждан в мае-июне мы провели 500 проверок и в 350 случаях применили санкции к компаниям.

На кого из страховщиков поступило больше всего жалоб?

Их назвать я не могу.

Вот, к примеру, ваши российские коллеги – Федеральная служба страхового надзора – обнародовали недавно десятку «лидеров» по жалобам клиентов. Почему же вы не можете?

Компаниям, на которые больше всего жаловались клиенты, мы уже приостановили лицензии. К примеру, на первом месте по жалобам была компания «Страховые традиции», потом «Галактика». Есть и другие страховщики, на которые поступает много жалоб, но я бы не хотел их называть, так как это негативно повлияет на их имидж.

Но если они плохо исполняют свои обязательства, то пусть люди об этом знают. Логика вполне нормальная…

Я не считаю, что оглашение их названий поможет рынку. Пример с банковской системой еще свеж – обнародование названий проблемных банков негативно отразилось на их финансовой устойчивости. Если страховщики выполняют обязательства, пусть только частично, то есть надежда, что они восстановят свою платежеспособность и со временем начнут выплачивать всем, в полном объеме и в срок.

На рынке говорят, что много жалоб сегодня поступает на работу лидеров автострахования (КАСКО, ОСАГО). Это правда?

На одну из крупнейших страховых компаний действительно поступало очень много жалоб. По ней мы провели много проверок и применили ряд предписаний. Все они уже выполнены на 100%. То есть компания выполнила свои обязательства, и у нас к ней претензий больше нет.

Вы имеете в виду «Оранту»?

Без комментариев.

Надежда на акционеров

Почему Госфинуслуг приостановила действие лицензий компаниям «Страховые традиции» и «Галактика» только в июне, ведь жалобы на них посыпались еще в конце прошлого года?

Приостановка лицензий компаний занимает довольно длительное время: нужно сначала проверить жалобы, вынести предписания, потом дать время на их выполнение, снова проверить. Процедура долгая, но иначе мы действовать не можем…

А что будет с компаниями, у которых приостановлены лицензии. Например, со «Страховыми традициями»?

Мы передали дела этих страховщиков в новый департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений. Они буквально на днях встречались и с основными акционерами «Страховых традиций». Надеемся, что они смогут вывести компанию из той сложной финансовой ситуации, в которой она оказалась.

Страховые компании, в отличие от банков, не просят ни кредитов, ни средств для рекапитализации за государственный счет. НБУ уже официально заявил, что не будет поддерживать страховщиков. Надежда только на капитализацию за счет акционеров.

Акционеры «Страховых традиций» заявили о намерении оспорить решение Комиссии о приостановлении лицензии в суде. Что будет, если они выиграют суд?

Подать иск в суд – это их право. Но если в течение месяца после приостановки лицензии тенденций к восстановлению платежеспособности компании не будет (лицензию приостановили 2 июля), мы аннулируем лицензию.

Активы этой компании Госфинуслуг уже проверяла? Отдельные участники рынка утверждают, что ликвидные активы заранее были выведены из «Страховых традиций» во вновь созданную страховую компанию. Хотя, акционеры страховщика этот факт категорически отрицают…

Мы проверяем эту информацию.

Насколько я помню, Госфинуслуг инициировала введение моратория на регистрацию новых финансовых учреждений в период кризиса, с тем чтобы не допустить «перелива» активов из фактически доведенных до банкротства компаний в новые. Почему эта инициатива не была реализована?

Те ведомства, которые должны согласовывать изменения в закон по регуляторной политике, этот проект не поддержали. По их мнению, он противоречит законодательству.

Получается, не очень порядочные страховщики при желании могут не рассчитываться по своим обязательствам с клиентами: обанкротил компанию, предварительно выведя из нее ликвидные активы в новосозданного страховщика, и работай себе дальше. А Госфинуслуг просто наблюдает за этим со стороны…

Ну почему же?! Мы сегодня разрабатываем документ, которым будем вводить новые требования к нормативам платежеспособности и достаточности капитала исключительно для вновь создаваемых компаний. Если не получилось пойти путем моратория, пойдем путем повышения требований к новым компаниям.

Хотя и этот путь тоже сложный. Ведь нам опять придется согласовывать этот документ с министерствами и ведомствами, и они снова будут обвинять нас в препятствовании развитию бизнеса. А мы не препятствуем – мы пытаемся капитализировать рынок, предупредить вымывание денег из него и защитить интересы граждан.

Почему среди тех компаний, деятельность которых вы запретили или приостановили, в большинстве своем маленькие и никому не известные страховщики? Ведь у крупных игроков рынка также серьезные проблемы с платежеспособностью.

Например?

По нашей информации, проблемы с выплатами есть у компаний «Вексель», «Эталон», «Альфа-гарант», «Индиго». Разве нет?

Действительно, сегодня есть тенденция к тому, что многие крупные страховые компании начинают систематически не выполнять свои обязательства. Поэтому мы пока приглашаем акционеров таких компаний на рассмотрение дела о нарушениях.

Рассказываем о перспективах компании, если в дальнейшем она не будет выполнять своих обязательств, советуем докапитализировать страховщика. Одни акционеры пообещали начать вкладывать средства в компании в ближайшее время, другие уже инвестируют…

Собственники «Векселя», например?

Да, но они не единственные. Мы уже встречались с акционерами восьми крупных компаний, и они заявили о готовности помочь своим компаниям.

Проблема с депозитами

Кроме того, что Госфинуслуг приостанавливает лицензии страховщиков, вы еще и возобновляете их действие. Например, так было с компанией «Инкомстрах».

Это весьма удивило рынок, ведь у этого страховщика, насколько известно, нет таких источников, которые могли бы покрыть его просроченные и текущие обязательства…

Эта компания выполнила все наши предписания: менеджмент поменяли, отчеты сдали вовремя, начали выполнять обязательства перед клиентами. За счет каких денег – это нас не интересует. Самое главное, чтобы клиент получил возмещение и остался доволен.

Если бы и остальные страховщики так себя вели… А то некоторые уже подали документы на восстановление действия лицензий, а когда Госфинуслуг начала разбираться, оказалось, что они предписания наши не выполнили или выполнили частично.

Правда, с другой стороны, многие компании не выполняют обязательства не потому, что у них нет денег, а потому, что им банки депозиты не отдают. К примеру, у одной компании, которой мы приостановили действие лицензии, проблемы с платежеспособностью возникли исключительно из-за банка.

У нее есть огромный депозит, которого достаточно, чтобы выполнить все обязательства. Но временный администратор этого банка (по данным источников, близким к переговорам, речь идет о банке «Надра») не только не разрешает забрать вклад, но даже не идет на то, чтобы путем взаимозачета погасить часть обязательств страховщика перед клиентами этого же банка.

Вы имеете в виду «Галактику»?

Да. Кстати, банковская система создает огромную проблему для многих страховых компаний – замороженные деньги не позволяют выполнять свои обязательства большинству проблемных страховщиков.

Борьба со схемщиками: без шума и пыли

Планирует ли Госфинуслуг кому-то из «отлученных» страховщиков возобновлять лицензии?

Думаю, да. Но только тем, кто выполнит все наши предписания по выполнению своих обязательств.

По нашей информации, на днях Госфинуслуг получила запрос от заместителя секретаря СНБО с требованием отчитаться, на каком основании были лишены права осуществлять деятельность ряд страховых компаний. Какими конкретно компаниями интересуется СНБО?

Там более десяти названий. Мы всем им готовы возобновить лицензии, но только при условии, что будут выполнены наши предписания. Пусть страховщики не лоббизмом занимаются, а свои обязательства перед клиентами выполняют. Иначе построим финансовые пирамиды и не будем знать потом, что с ними делать.

Не секрет, что многие страховые компании используются акционерами как средство вывода денег с помощью внутреннего перестрахования. Госфинуслуг не может этого не знать, так как по отчетности страховщиков такие схемы легко отследить. Почему Комиссия ничего не предпринимает, вы же в свое время закрыли схемы вывода денег за рубеж с помощью перестрахования?

Почему же не предпринимаем? Сегодня анализируем и эти компании. В том перечне компаний, по которым аннулировано и приостановлено действие лицензий, присутствуют и такого рода страховщики. Причем вы их считаете «мелкими» и малоизвестными, а на самом деле – это крупные схемщики, объемы собранных премий у некоторых из них исчисляются миллиардами гривен.

Но процедуры, согласно которым мы работаем, – предписания, приостановка и аннулирование действия лицензий – не дают возможности быстро вывести таких страховщиков с рынка. Но мы это все равно сделаем, поскольку в деятельности этих компаний всегда есть нарушения.

Почему тогда вы не называете их поименно? Страна должна знать своих «героев».

Мы предпочитаем избавлять рынок от них без лишнего шума. Тем более что клиентов-физлиц у них практически нет, и на гражданах их работа и уход с рынка никак не отражается.

Типовые правила канули в Лету

Сергей Александрович, в мае Госфинуслуг анонсировала принятие Типовых правил, которые должны были оградить клиентов страховых компаний от юридических уловок в страховых договорах. Их внедрение было запланировано на июнь-август этого года. Уже середина июля, а о принятии Типовых правил ничего не слышно. Их не будет?

Мы провели несколько заседаний с участием страховщиков и пришли к выводу, что Типовые правила вводить пока что нецелесообразно. Это всего лишь методические рекомендации, которые никто не обязан выполнять. Разумнее в данном случае сначала разработать классификацию рисков. То есть определить, что входит в понятие «огневой риск», «КАСКО», «финансовый риск» и так далее. Мы это можем сделать быстро, в виде нормативного акта Госфинуслуг.

Потому уже можно будет принять перечень документов, которые необходимы для получения выплаты по тому или иному виду страхования. Ведь именно в этом перечне часто и заключается проблема с получением выплаты клиентом, так как у каждой компании свои требования к количеству и перечню справок. Можно разработать и Типовые правила, но это глобальная работа, а у Комиссии нет таких полномочий, чтобы заставить страховщиков их выполнять.

Сергей Корень

Родился 7 апреля 1972 года.

Высшее образование получил в Киевском государственном экономическом университете (1994 г.) и в Академии службы безопасности Украины (1996 г.).

1994-2003 годы — служба в органах СБУ на должностях офицерского оперативного состава.

2003-2007 годы — работа в Госфинуслуг, от начальника управления выездного страхового надзора до директора департамента страхового надзора.

2007-2008 годы — заместитель начальника Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями МВД.

2008-2009 годы — замглавы налоговой администрации в Киеве.

С 8 апреля 2009 года — первый замглавы Госфинуслуг.

Опубликовано на minfin.com.ua 20 июля 2009, 11:30 Источник: SV-Development
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд