ВХОД
Вернуться
17 июля 2009, 12:30

В компаниях всё чаще прибегают к совмещению обязанностей

 

В целях экономии компании сокращают расходы на оплату труда за счет сокращения штата и перераспределения функций между оставшимися в компании сотрудниками

В компании «Дрыгало» (крупный отечественный производитель полуфабрикатов) функции менеджера по персоналу выполняет директор по рекламе и продвижению. В условиях кризиса компания столкнулась с необходимостью оптимизировать расходы в сфере персонала, поэтому вакантную должность HR-специалиста решила заморозить. «Обязанностей у HR-специалиста сейчас меньше, чем год назад, ведь из-за снижения спроса на нашу продукцию новый персонал мы практически не набираем. Компании выгоднее выплачивать полторы ставки директору по рекламе, чем нанимать отдельного специалиста в сфере персонала», — объясняет Людмила Дрыгало, глава и собственник компании «Дрыгало».

 

Как увеличивают нагрузку
Из-за кризиса многие компании столкнулись с необходимостью урезания расходов на персонал путем сокращения штата. При этом практикуется распределение обязанностей уволившегося специалиста между оставшимися работниками компании. Плюсы такого шага для работодателя очевидны — экономия на зарплате. Среди негативных сторон эксперты рынка труда называют снижение мотивации работы персонала. Если сотрудник при увеличении объема работы не получит достойную, по его мнению, прибавку к жалованию, то велики шансы, что при первой же возможности он покинет компанию. С другой стороны, найти такую возможность в условиях кризиса непросто.

Опрошенные «Делом» рекрутеры утверждают, что совмещение функциональных обязанностей, как и до кризиса, более характерно для небольших компаний. Тут функциональные обязанности сотрудников изначально бывают очень широкие, причем не в результате сокращения должностей, а вследствие накопления обязанностей по мере развития компании. К примеру, в креативном агентстве Milk один из его совладельцев Максим Лесняк объединяет в себе функции креативного и исполнительного директора. «Если компания небольшая по размеру, то такое объединение функций может быть достаточно эффективным. При расширении бизнеса необходимо четко прописывать, кто за что отвечает, иначе не избежать дублирования обязанностей», — считает Лесняк.

Как отмечает Елена Подгорная, консультант днепропетровского офиса кадрового холдинга «Анкор», при совмещении должностей компании обычно руководствуются принципом смежности и передают сотруднику обязанности, близкие к тем, которые он уже выполняет. К примеру, главный бухгалтер берет на себя функции финансового директора, маркетолог начинает заниматься связями с общественностью. Также могут объединяться, к примеру, должности юриста и аудитора по налоговому законодательству, мерчандайзера и торгового представителя.

Если совмещение должностей происходит в международной или крупной украинской компании, то, как правило, при повышении функциональных обязанностей работников изначально определяется уровень их нынешней загрузки. Тут может использоваться большое количество разного рода методик — интервьюирование и анкетирование сотрудников, заполнение ими рабочих журналов. Если тесты показывают, что специалист недозагружен, работы у него прибавится.

 

Сколько доплачивают
«Решение о передаче функций принимается на основе результатов периодической оценки персонала и личной эффективности сотрудника», — говорит Наталья Зверева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала «Сентравис Продакшн Юкрейн» (производство труб).

Что касается управленческого звена, то тут большое значение уделяется соотношению числа подчиненных к числу руководителей. Если на одного руководителя приходится не более 2 подчиненных, то сфера ответственности такого менеджера увеличивается либо его должность аннулируется.

Но все же в большей части компаний такие методики не используют. Распределение освободившихся функций происходит в индивидуальном порядке, чаще всего руководителем соответствующего направления.

Однако даже в кризис не все компании спешат взваливать на своих работников дополнительные обязанности. К примеру, в украинском представительстве кофейной компании Paulig предпочитают выставлять функции уволенного специалиста на аутсорсинг. «По такой схеме мы работаем в первую очередь с торговыми представителями. При увольнении человека увеличить нагрузку на его бывших коллег мы не можем, ведь наши специалисты и так загружены на все 100%», — уверяет Дмитрий Винокуров, глава представительства Paulig.

Разные компании применяют различные подходы к определению вознаграждения сотрудника, на которого возлагаются дополнительные обязанности. Так, в «Сентравис Продакшн Юкрейн» временная передача функций уволившегося руководителя одному из сотрудников — довольно распространенная практика. В этой компании нормы доплаты за выполнение сотрудниками новых или дополнительных функций прописаны в коллективном договоре. В компании «Галичина» (производство молокопродуктов) совмещение функций персонала происходит в случае изменения структуры работы того или иного филиала. «Системного подхода к тому, какую заработную плату должен получать специалист, если он совмещает функции другого работника, нет. Все определяется индивидуально в каждой конкретной ситуации. Принимаются во внимание опыт работы человека, а также его нынешняя загруженность», — рассказывает коммерческий директор «Галичины» Иван Саломатин.

IT-компания «Инком» провела реорганизацию — было объединено несколько направлений деятельности. Если же в результате этих мер сотрудник занял более высокий пост, то уровень его доходов увеличился. «При определении уровня заработной платы мы принимали во внимание два фактора — средний размер заработной платы на этой должности и ситуацию на рынке труда», — рассказывает президент компании «Инком» Александр Федченко. На надбавку в случае выполнения обязанностей менеджера более высокого ранга могут рассчитывать постоянные сотрудники украинского офиса Amway (прямые продажи). «Сотрудник, совмещающий должности, получает доход, который ему полагается на основной должности, плюс разницу между его окладом и окладом того вышестоящего менеджера, которого он замещает», — поясняет Анна Зубарева, менеджер по персоналу компании Amway Ukraine.

 

Работы больше, зарплата все та же
Рекрутеры констатируют: новые обязанности не всегда означают увеличение доходов. «Логика работодателя такова: мы платили тебе раньше такую сумму за такой объем функций, сейчас твоя загрузка упала. Чтобы не уменьшать тебе заработную плату, мы предлагаем тебе совмещение функций, исполнение дополнительных обязанностей. Скажи спасибо, что не увольняем и не урезаем зарплату», — объясняет Инна Степаненко, руководитель отдела рекрутмента кадрового холдинга «Анкор». Сотрудникам, которые попали в такую ситуацию, она предлагает искать позитивные для себя моменты — профессиональное развитие, возможность стать более гибким и справляться с большим количеством задач одновременно.

Опубликовано на minfin.com.ua 17 июля 2009, 12:30 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд