Минфин - Курсы валют Украины

Установить
27 июня 2009, 10:42 Читати українською

В Украине падает спрос на дорогие лекарства

На подорожание медикаментов украинцы отреагировали снижением спроса на целый ряд препаратов. В первую очередь уменьшились продажи витаминов, лечебной косметики и пищевых добавок.

В Украине падает спрос на дорогие лекарства
Фото с сайта scienceblogs.com

Из-за роста цен рынок лекарственных средств в январе-мае этого года упал в натуральном выражении на 17-18%. Емкость украинского рынка фармацевтической продукции в январе-мае сократилась на 90 миллионов упаковок (до 420 миллионов штук). В сложившихся условиях некоторые зарубежные производители понижают цены. Так, KRKA и Zentiva снизили стоимость отдельных препаратов до 50%.

Фармацевтическая лихорадка

Как сообщало «ДЕЛО», цены на медпрепараты резко выросли еще в октябре прошлого года. Дистрибуторы медпрепаратов, ссылаясь на рост курса доллара, решили сработать на опережение и в один момент повысили гривневые цены на импортированную продукцию на 50-70%. «Они (поставщики лекарственных средств) закладывают в стоимость возможные риски, из-за этого и выросла цена», - объясняет Валерий Печаев, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины. В итоге, по данным Госинспекции по контролю за ценами, цены на некоторые препараты выросли в 2,5-3 раза (в их числе «Эссенциале форте Н», производитель - Sanofi Aventis).

Отечественные препараты при этом также дорожали. Украинские медикаменты, утверждали производители, производятся с использованием импортного сырья.

Впрочем, не все иностранные фармацевтические компании резко поднимали цены на свою продукцию. Например, Bayer повышал цены постепенно.

В целом, цены на медикаменты тех компаний, которые не ведут на нашем рынке коммерческой деятельности, повышались резче. В этом случае ситуацией заправлял дистрибьютор. Он заключает контракт напрямую с материнской компанией в иностранной валюте. А ценовую политику на украинском рынке определяет сам.

Не исключено, что именно поэтому крупнейшая фармацевтическая компания Sanofi Aventis отказалась от услуг дистрибьюторов и в апреле этого года начала коммерческую деятельность в Украине. Такое решение оказалось очень своевременным с учетом ситуации на украинском фармрынке. «Изменение юридического статуса Sanofi Aventis в Украине позволит нам продавать препараты за гривни», - объясняет Людмила Бабич, менеджер по корпоративным коммуникациям «Санофи Авентис Украина». Это, по ее словам, позволит избежать резких скачков цен в случае нестабильности курса евро и в целом усилить влияние компании на украинском рынке. Кроме того, к концу года компания планирует на арендованных производственных мощностях начать производство в Украине первого своего препарата.

Реклама не поможет

В условиях снижения платежеспособности населения рост цен на аптечную продукцию привел к снижению спроса на ряд медпрепаратов. Наиболее ощутимо, как отмечают и эксперты, и игроки рынка, продажи упали в сегменте нерецептурных средств - тех, которые не требуют назначения врача. К ним, в частности, относятся противопростудные средства, витамины, пищевые добавки и косметика. Без таких препаратов, как говорят сами фармацевты, зачастую можно обойтись.

Причем увеличить продажи препаратов нерецептурной группы в нынешних условиях не получается даже с привлечением прямой рекламы. «Телереклама на сегодняшний день в лучшем случае позволяет не упасть (в продажах). Такой эффективности, как до кризиса, нет», - говорит Евгений Заика, руководитель украинского офиса фармацевтической компании Nycomed.

Однако в кризисных условиях украинцы стали отказываться и от дорогих рецептурных препаратов в пользу более дешевых заменителей. Понятно, что с импортными лекарствами аптекам работать удобнее: они заметно дороже и на одной упаковке импортного лекарства можно заработать столько же, сколько на десяти упаковках отечественных. Однако, если импортные препараты не покупаются, аптекам приходится заменять их лекарствами с лучшей оборачиваемостью.

В сложившихся условиях некоторые зарубежные компании решили пересмотреть свою ценовую политику. Цены на некоторые препараты резко (до 50%) снижают KRKA (на кардиологические препараты «Амиокордин» и «Амприл») и Zentiva (кардиологический препарат «Лозап»). Что касается последней компании, то ее украинскому офису в этом году предстоит объединение с «Санофи Авентис Украина» (компании объединились на глобальном уровне). Значит, ценовой политикой в отношении препаратов Zentiva вскоре также будет ведать офис объединенной компании. Причем в Sanofi Aventis не скрывают своих притязаний на позицию лидера украинского рынка.

Борьба за место на полках аптек

Отечественный производитель лекарственных средств кризис переживает со сравнительно меньшими потерями. Например, продажи компании «Фармак» в январе-мае этого года по сравнению с тем же периодом прошлого упали в долларах всего на 9%, что заметно ниже, чем в среднем по рынку (на уровне 20%). Продажи «Фармака» в гривнях, по данным «Фармстандарта», выросли почти на 40%.

Хотя отечественные производители и предлагают самые дешевые лекарства, со сбытом у них также не все гладко. Самая большая проблема, с которой они сейчас сталкиваются, - дистрибуция. Кредитов дистрибуторам не дают. Некоторые отечественные производители входят в положение партнеров и увеличивают отсрочку по платежам за отгруженную продукцию до 45-90 дней. В этих условиях отечественные предприятия активизировали работу с розницей - аптечными сетями. В этом направлении уже активно работала «Дарница», а вот «Артериум» только начал вести переговоры с аптечным ритейлом (подробнее об этом читайте в интервью с директором компании Денисом Гарциловым).

Цены на лекарственные средства, как отечественные, так и импортные, росли и до кризиса. По данным «Фармстандарта», в 2008 году до октября цены на лекарственные средства были на 10-17% выше позапрошлогодних. Так, например, в августе 2008 года отечественные препараты стоили в среднем на 16% (а импортные - на 13%) дороже, чем в августе 2007-го.

2,65 миллиарда долларов составила емкость украинского фармацевтического рынка в 2008 году.

Данные маркетинговой группы «Бизнес-Кредит»

Марина Моисеева

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться