ВХОД
Вернуться
13 марта 2009, 10:11
«Оранта» показала снижение
Фото с сайта mrwolf.com.ua

«Оранта» показала снижение

Прогнозы страховщиков, озвученные в конце 2008 г., оказались чересчур оптимистичными

Итоги первых двух месяцев показали, что страховой рынок является зависимым не только от банковского канала продаж, но и от отдельных видов страхования. И хотя всем хочется улучшить позиции и отвоевать долю рынка у более слабых клиентов, в условиях кризиса экономить приходится на всем

Вчера НАСК «Оранта» заявила, что, исходя из результатов первых двух месяцев 2009 г., выполнить заявленный ранее план на 2009 г. будет почти невозможно. «За два первых месяца сумма принятых платежей снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение в основном произошло из-за того, что в 2009 г., в отличие от 2008 г., не было вала платежей по автогражданке. В январе прошлого года по автогражданке было собрано 60 млн. грн., в этом году таких цифр не было. А 80% платежей, полученных по КАСКО, привлечены от банковских клиентов, которые пролонгируют свои договоры. Рыночное страхование значительно снизило объемы»,— сетует Олег Спилка, президент холдинга IMG, в который входит «Оранта».

В целом, по мнению руководства «Оранты», стоит пересмотреть и прогнозы по рынку. В конце прошлого года, по оптимистичным прогнозам страховщиков, рынок должен был вырасти на 10-15%, по пессимистичным — сохранить объемы 2008 г. Нынешняя ситуация, по словам господина Спилки, доказывает, что объемы рынка снизятся на 10-20%, а роста платежей следует ожидать не ранее чем в четвертом квартале благодаря избирательной кампании. Усугубилась ситуация в страховых компаниях, и банкротство некоторых — вопрос времени. «Дефолты уже наступили, но о них просто не заявили. К концу 2009 г. останется всего 30% страховщиков»,— считает он.

Ситуация усугубляется тем, что на фоне падения платежей продолжается рост выплат по ранее заключенным договорам. Потому компании продолжают проводить оптимизацию расходов, чтобы снизить убыточность своего бизнеса.

«Считается, что затраты компании, включая страховые выплаты, маркетинг, административные расходы, не должны превышать 96% полученного дохода. И если растет уровень выплат, то снижать приходится остальные виды затрат, ведь экономить на выплатах нельзя ни в коем случае. Когда уровень выплат к премиям был 34%, можно было говорить о больших комиссионных. Сейчас, когда по итогам двух месяцев он составляет около 40%, необходимо урезать комиссию и другие затраты»,— пояснил господин Спилка.

Падение платежей произошло благодаря снижению объемов страхования по автогражданке. По данным МТСБУ, за первый квартал размер премий снизился на 26%, приблизительно такое же падение наблюдается и по КАСКО — 22-25%. Снижение, по мнению страховщиков, произошло вследствие сужения банковского канала, который давал наибольшее количество премий — авто страхуют те заемщики, чей кредит еще не погашен. Продажа полисов через автосалоны сошла на нет. Платежи по имущественному страхованию снизились не так значительно — на 5%, по личному страхованию — на 15%.

Несмотря на снижение платежей по банковскому каналу, банки не отказываются от желания заработать на страховании. Напомним, в начале года произошла волна расторжения договоров аккредитации страховых компаний. Банки мотивировали свои действия тем, что финансовое состояние страховщиков неустойчиво.

Есть и другая тенденция — небольшие банки активнее продвигают продукты кэптивных СК, игнорируя рыночные компании. «Банки создают департаменты риск-менеджмента, чтобы оценивать принимаемые риски, при этом они создают кэптивную СК, чтобы не выпускать деньги из системы. Это практика не только украинских, но и международных компаний. При этом банки понимают, что из всего кредитного портфеля нормальных кредитов осталось около 20%, и этих заемщиков они отправляют страховаться в свою СК. Но это не спасет такую компанию. Когда нет диверсификации портфеля, банку придется списывать убытки СК со своих финрезультатов. Компания может объявить дефолт, и банк останется с залоговым имуществом, которое не имеет страхового покрытия. Банку придется объявить дефолт самому себе»,— рассказал господин Спилка.

Кроме этого, банкиры ставят страховщикам жесткие условия, увеличивая размер комиссионного вознаграждения, выплачиваемого банку. Так, если раньше СК платила банку 20% за заключение договора КАСКО, то теперь требует 35%, а по ипотечным договорам — до 60%. «Банки в своих планах на 2009 г. задекларировали увеличение размера комиссионного вознаграждения, привлекаемого от СК»,— возмутился Олег Спилка.

«Платежи по некоторым видам страхования снизились более чем вдвое. Например, по автострахованию в первые месяцы 2009 г. платежи в пять раз ниже, чем в сентябре прошлого года»,— подтвердил опасения Дмитрий Гончаров, глава набсовета ФГ «Страховые традиции».

Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд