Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 марта 2009, 11:45 Читати українською

Инвестиционные компании расслабляют должников

Инвестиционные компании активно расширяют сегмент, который существует уже много лет, но не пользовался спросом.

Инвестиционные компании расслабляют должников
Инвесткомпании помогают должникам

С началом кризиса у тысяч компаний возникла необходимость реструктуризировать долги

«Несмотря на то что услуга была в портфеле достаточно давно, спрос на нее по понятным причинам появился только в последние полгода»,- отметил директор инвестиционно-банковского департамента ИГ «Сократ» Владислав Остапенко.

«Работаем давно. Но с конца прошлого года растущий спрос привел к выделению услуг по реструктуризации в самостоятельное направление»,- подчеркнул директор департамента консалтинга инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Герус.

Эксперт описывает помощь в реструктуризации задолженности как услуги финансовых консультантов и профессиональных переговорщиков. «Мы помогаем компании говорить на языке банкиров, а банкирам даем полное понимание бизнеса клиента, сценарии развития бизнеса и четко указываем источники погашения долгов при разных сценариях. В том числе, мы помогаем компаниям найти внутренние резервы для оптимизации затрат и повышения операционной эффективности»,- подчеркнул господин Герус.

По мнению вице-президента инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Максима Нефедова, еще в середине 2008 г. украинский бизнес не особо нуждался в подобных услугах, поскольку всегда была возможность перекредитоваться в банке, да и с привлечением финансирования особых проблем не возникало. Зато сегодня практически во всех секторах есть бизнесы с высокой долговой нагрузкой, которые не могут обслуживать свой долг. «От строительства до пищевой промышленности»,- отметил он.

Директор компании Astrum Investment Management Максим Бланк считает, что услуга одинаково актуальна для всех заемщиков, которые временно утратили ликвидность из-за невозможности рефинансировать текущую задолженность на рынке. «Особо актуально это для банков, которые потеряли ликвидность одними из первых и продолжают ее терять»,- подчеркнул эксперт.

Генеральный директор инвестиционной группы «АРТ-Капитал» Леонид Городецкий в качестве примера привел бизнесы, которые активно занимали ресурсы на развитие и не успели закончить свои программы до наступления кризиса. «В частности, многие ритейлеры, производственники, ориентированные на внутренний рынок»,- отметил он.

«Это компании и банки, не имеющие возможности обслуживать свои текущие обязательства вовремя и в полном объеме. Другая группа - бизнесы, которые столкнулись с необходимостью досрочного погашения своих обязательств,- в первую очередь по корпоративным облигациям»,- перечислил свои варианты Остапенко.

Впрочем, далеко не все заемщики смогут провести успешную программу реструктуризации долга. «В сферах, где произошла существенная потеря экономического эффекта бизнеса, например в переоцененных проектах развития недвижимости, реструктуризация окажется, скорее всего, невозможной. Кредиторы не поверят в дальнейшую способность таких предприятий генерировать положительный поток. Не очень простая ситуация и в банковской сфере - здесь кроме переоценки экономической модели деятельности самого банка необходимо будет учитывать и возможности банка к доступу к государственной помощи в виде акционирования или рефинансирования»,- подчеркнул Бланк.

Нефедов согласен, что однозначно легче провести реструктуризацию тех компаний, которые имеют существенный объем активов и реальный поток доходов. «Провести реструктуризацию бизнеса, у которого ничего нет, кроме ноутбуков, конечно, намного сложнее. Например, крайне сложно в текущее время провести реструктуризацию для девелоперов, строительных компаний - даже уменьшение долговой нагрузки не спасает от радикального уменьшения спроса на новостройки»,- считает вице-президент Dragon Capital.

Герус считает, что уровень конкуренции на рынке услуг по реструктуризации невысок. «Несмотря на многочисленные заявления инвесткомпаний, реально реструктуризацией занимаются не более пяти компаний»,- согласен с ним Нефедов.

Владислав Остапенко более сдержан в оценках. «Компаний, заявляющих о своей готовности помочь в решении такого рода проблем, достаточно много, но оценить, сколько из них действительно способны помочь, тяжело»,- отметил директор инвестиционно-банковского департамента ИГ «Сократ».

Естественно, старожилы рынка в работе с клиентами указывают на свой большой опыт проведения операций. Впрочем, существуют и новые компании, которые активно работают локтями. Они парируют выпады стариков при помощи двух аргументов. Первый - до кризиса спроса на услугу почти не было. Второй - вместе со специалистами, которые пришли из других структур, они купили и их опыт.

По мнению Леонида Городецкого, рынок находится в стадии формирования и уровень конкуренции оценить пока сложно. Не все сформировали команды, которые могут эффективно работать, поскольку этот сервис - не шаблонный, а требует индивидуального подхода. «Занимаемся с тех пор, как только стало очевидно, что корпоративный сектор будет не в состоянии нести кредитную нагрузку, в том числе в связи с девальвацией гривни»,- рассказал генеральный директор «АРТ-Капитал». Он рекомендует клиентам работать с теми, кому те доверяют.

Максим Бланк также указывает на молодость рынка. Чтобы сориентироваться среди многих компаний, предлагающих такие услуги, он предлагает оценивать возможности посредника и его мотивацию на достижение результата. «Возможность компании стоит учитывать по опыту ее ключевых сотрудников, по рыночному положению, по адекватной структуре самой компании. Ну а мотивацию компании на результат каждый будет оценивать по своим критериям. Я, пожалуй, среди таких критериев назвал бы количество ранее взятых и не исполненных мандатов в секторе M&A или долгового финансирования»,- отметил директор Astrum.

Андрей Герус также советует пользоваться услугами компаний, которые имеют успешную историю обеспечения компаний капиталом.

Сергей Лямец

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться