ВХОД
Вернуться
27 января 2009, 09:33
Не бойтесь банков, пусть боятся они
Депозит. Фото с сайта segodnya.ua

Не бойтесь банков, пусть боятся они

Украинские банки, которые лопатой гребли деньги в докризисные времена, почему-то считают, что сейчас им хуже, чем нам, обычным гражданам. Поэтому они идут на всяческие ухищрения, лишь бы не отдавать людям их кровные , находя при этом сомнительными с юридической точки зрения оправдания.

Пресса и интернет пестрят примерами банковской непорядочности — банки отказываются выдавать деньги по вкладам, даже истекшим, автоматически продлевают депозитные договора без согласия клиентов, в общем — всеми силами пытаются избежать уменьшения своих активов за счет вкладчиков.

Может ли вкладчик противостоять банковскому беспределу? Оказывается, победить банк вполне под силу обычному гражданину, правда, при соответствующей юридической поддержке. О том, как это сделать, нам рассказали в юридической фирме «Правовой стандарт», одной из сфер деятельности которой является как раз помощь гражданам в спорах с финансовыми учреждениями.

На наши вопросы согласился ответить партнер «Правового стандарта» Виталий Шиганский.

- Скажите, Виталий, существуют ли в данный момент какие-то юридически обоснованные аргументы со стороны банков, которые не хотят возвращать вкладчикам их деньги?

- Очевидно, они считают, что существуют. На самом деле, постановления Национального банка Украины, на нормы которых ссылаются банки в обоснование отказов в досрочной выплате вкладов и начисленных по ним процентов, не вступили в законную силу, поскольку не зарегистрированы Министерством юстиции Украины.

Кроме того, нормы указанных постановлений не запрещают такую выплату, а лишь в непрямой форме не рекомендуют ее осуществлять. С другой стороны — действуют нормы законодательства Украины, согласно которым банк обязан выплатить такие денежные средства по первому требованию вкладчика.

При этом следует учитывать, что в некоторых банках («Национальный кредит», «Укрпромбанк», «Проминвестбанк» и др.), Национальным банком Украины введена временная администрация и мораторий на выплату кредиторской задолженности, в том числе и по депозитам. Это означает, что до окончания моратория деньги вкладчикам выплачивать не будут, даже если на это есть решение суда.

- Часто ли в вашу компанию обращаются люди с просьбой о помощи в возвращении вкладов?

- Ежедневно мы получаем 5—10 обращений вкладчиков на предмет досрочных и своевременных выплат денежных средств депозитов. Сейчас в производстве наших адвокатов находится около 40 дел, и более 90 дел закончены. В 100% завершенных дел наши клиенты получили денежные средства депозитов и начисленные по ним проценты.

- Сколько времени обычно приходится ждать клиенту от обращения к юристу, до получения денег на руки?

- Вклад возвращается в срок от 2 недель до 2 месяцев со дня подачи искового заявления. Сроки рассмотрения дела и суть решения по его результатам во многом зависят от правильно выбранной правовой позиции, правильности подготовки материалов для обращения в суд и квалификации юриста, представляющего интересы клиента. Также срок возвращения денег зависит и от банка.

- Отличается ли процедура возврата гривневых вкладов и вкладов в иностранной валюте?

- Суды неодинаково относятся к взысканию средств вклада в иностранной валюте и гривне, поскольку, согласно норм Гражданского кодекса Украины, обязательства должны выполняться в национальной валюте. Это вынуждает адвокатов «Правового стандарта» дополнительно обосновывать свою позицию в судебном процессе, однако не влияет на его длительность и результат.

- Занималась ли ваша компания случаями, когда банк в одностороннем порядке продлевал действие депозитного договора? Другими вопиющими случаями?

- Мы разделяем позицию в том, что банки не имеют права продлевать действие депозитных договоров, несмотря на то, что в конкретных договорах такое право предусмотрено. Многие банки прибегают к такой уловке с тем, чтобы избежать уменьшения своих активов. В практике нашей фирмы решения судов в 100% таких дел выносились в пользу клиентов.

Что касается дел «из ряда вон» — мы занимались случаем о безосновательном отказе «Надра банка» в выплате человеку денежных средств, находящихся на текущем карточном (не депозитном) счету. Дело было решено в пользу нашего клиента.

- Вы можете назвать банки, вкладчики которых обращались к вам наиболее часто?

- Наибольшее количество наших клиентов по депозитным отношениям являются вкладчиками десятки крупнейших банков. Следует отметить, что обычно эти банки не стремятся идти на обострение, чтобы не портить себе имидж. Большинство из них идут на контакт с нашей компанией, в результате чего вкладчикам добровольно выплачиваются денежные средства депозитов до вынесения судами решений по делам, в среднем через 3 недели после подачи иска.

- Есть ли какие-то особенно проблемные банки?

- Нельзя выделить какие-то отдельные банки, поскольку мы выработали обоснованную правовую позицию по делам о взыскании средств депозитов. Она одинаково эффективна в отношении любого банка в Украине.

- Как вы считаете, может ли вкладчик без юридической поддержки отсудить свои деньги у банка?

- Считаю, что поскольку возвращение денег осуществляется в судебном порядке, без профессиональных знаний не следует пытаться заниматься этим. Такие действия могут не привести к положительным результатам. Судья может просто отказаться принять ненадлежащим образом оформленный иск к своему производству.

- Как же вы советуете поступить вкладчикам, деньги которых лежат в банках, где введен мораторий на выплату кредиторской задолженности?

- В случае с такими банками мы рекомендуем взыскивать эту задолженность в судебном порядке для того, чтобы подтвердить свои требования судебным решением, которое будет бесспорным основанием для их включения в реестр кредиторов банка в процедуре банкротства и для возмещения Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

- Обращались ли к вам вкладчики с просьбой взыскать с банка не только свои средства, а и дополнительную сумму на возмещение убытков за задержку выплаты депозитов? Были ли случаи, когда ваши клиенты хотели более серьезного наказания для банков и их служащих, например привлечения к уголовной ответственности должностных лиц банков?

- Вкладчик имеет право на возмещение убытков, которые он понес в связи с невозвратом денежных средств депозита в добровольном порядке. Такие убытки могут быть неполученной прибылью, оплаченной неустойкой по договорам и т.п. Однако, следует учитывать, что предъявление подобных требований может привести к действиям банка по затягиванию судебного процесса в первой инстанции и обжалованию судебных решений в апелляционном и кассационном порядках.

Действия банков по досрочному невозврату денежных средств депозита нельзя квалифицировать по ст.190 Уголовного кодекса Украины «Мошенничество», поскольку регулятором банковских отношений — Национальным банком Украины им рекомендовано не делать этого.

Многие из наших клиентов выражали желание предпринять меры для привлечения должностных лиц банков к уголовной ответственности, однако мы рекомендовали им не делать этого, поскольку такие действия не приведут к ускорению получения денежных средств вклада.

- Как вы считает, кто в первую очередь ответственен за ситуацию с невозвратом банками депозитов своим вкладчикам?

- Считаем, что в сложившейся в государстве ситуации в большей степени виновен Национальный банк Украины, вынесший неоднозначные и не вступившие в силу постановления. При этом НБУ разослал банкам письмо в электронной форме, которым прямо запретил досрочную выдачу депозитных вкладов.

Другой вопрос в том, что некоторые банки необоснованно ссылаются на нормы указанных постановлений с целью ущемления прав своих клиентов на своевременное получение денежных средств вкладов.

Опубликовано на minfin.com.ua 27 января 2009, 09:33 Источник: Nobest
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд