ВХОД
Вернуться
25 января 2009, 08:00
2009 — год печати денег
Печать гривен. Фото nr2.ru

2009 — год печати денег

Если правительство не сократит социальные расходы, Украину ждут гиперинфляция и дефолт. Расходы бюджета-2009 запланированы в размере 267,3 млрд грн — это на 14,1 млрд грн, больше, чем в минувшем году.

Первые результаты сбора налогов в 2009 году обескураживают: с 1 по 10 января в общий фонд госбюджета перечислен всего 1 млрд грн — 10% от плана на месяц. Низкие поступления только частично можно объяснить обилием выходных после Нового года: за такой же период 2008-го налогов и других платежей в бюджет было собрано на 400 млн грн больше. Чтобы свести концы с концами, правительству придется сокращать расходы или запустить печатный станок.

Казна пустеет

Сбор налогов начал падать в связи с экономическим кризисом еще осенью. В последние два месяца 2008 года казна не досчиталась как минимум 10% налогов: в ноябре в общий фонд госбюджета было перечислено на 2,1 млрд грн меньше запланированной суммы, а в декабре — на 2,2 млрд грн меньше. Тем не менее, несмотря на начавшееся сокращение ВВП, правительство решило собрать в 2009-м даже больше налогов, чем в минувшем. Доходы госбюджета на этот год должны составить 238,9 млрд грн — на 7,8 млрд грн больше, нежели в 2008-м.

Экономисты сомневаются, что правительству удастся собрать такую сумму. «Госбюджет разработан на основе весьма оптимистических макроэкономических прогнозов», — полагает Олег Устенко, заместитель исполнительного директора Международного фонда Блейзера. По официальному прогнозу Кабмина, в этом году ВВП должен вырасти на 0,4%, тогда как большинство экономистов предрекают спад в размере от 2% до 10%. Наибольшие проблемы, по всей видимости, возникнут со сбором налога на прибыль предприятий. В этом году он должен принести в казну почти столько же средств, сколько и в 2008-м — 41,9 млрд грн (16% госбюджета). Собрать такую сумму в казну-2008 позволили рекордные заработки украинских компаний в I полугодии. По данным Госкомстата, в январе-сентябре их общая прибыль до налогообложения составила 118,3 млрд грн — на 25% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Но с октября компании показывают в отчетности в основном убытки: по итогам десяти месяцев их прибыль уменьшилась до 110,8 млрд грн.

Второе слабое место доходной части госбюджета - поступления от приватизации в сумме 8,5 млрд грн. Планы по продаже государственного имущества остаются под вопросом из-за продолжающегося конфликта между президентом и премьером. В начале декабря КМУ утвердил список госпредприятий, которые должны быть выставлены на продажу, в том числе Укртелеком, Одесский припортовый завод, энергокомпании и Турбоатом. Однако спустя две недели Виктор Ющенко частично приостановил решение правительства, заблокировав приватизацию энергокомпаний и Турбоатома.

Третьей критической точкой являются налоги на импорт. Кабмин планирует, что в 2009 году НДС и акцизы на импортную продукцию принесут 86,2 млрд грн (32,6% госбюджета). Однако экономисты прогнозируют, что фактические поступления будут меньше, поскольку объемы ввоза товаров в Украину резко сократились после подорожания инвалюты.

Перспективу резкого сокращения государственных доходов осознают сами чиновники. «По расчетам на сегодняшний день мы имеем сомнительные более 20 млрд грн (доходов госбюджета. — Прим. Контрактов). Они носят больше виртуальный, нежели реальный характер», - заявил в конце декабря заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак.

При этом расходы бюджета-2009 запланированы в размере 267,3 млрд грн — это на 5,6%, или на 14,1 млрд грн, больше, чем в минувшем году. Чтобы ликвидировать недостачу средств, правительство направило в парламент пакет законопроектов, предусматривающих повышение ряда налогов и сборов, но большинство из них были отклонены ВР или президентом. Поэтому выполнить план по доходам в этом году Кабмину вряд ли удастся. По мнению аналитика инвесткомпании Dragon Capital Елены Белан, в 2009-м правительство сможет собрать в госбюджет только 210 млрд грн налогов и других платежей.

Печатный станок наготове

Проблемы с нехваткой средств в казне можно решить способом, который украинские власти активно применяли в первой половине 1990-х годов — с помощью дополнительной денежной эмиссии. Закон о госбюджете-2009 предоставил правительству такую возможность. Дефицит госбюджета 2009 года (превышение запланированных расходов над доходами), который должен составить 31,1 млрд грн, или 3% ВВП, будет покрыт за счет заимствований и поступлений от приватизации. Государственные займы являются одним из механизмов ввода новых денег в оборот. Национальный банк эмитирует гривню, а затем отдает ее Кабмину, выкупая государственные облигации через госбанки. Теоретически приобрести облигации могут также коммерческие банки и компании, но из-за непривлекательных условий конечным покупателем правительственных бумаг обычно выступает НБУ.

Однако в 2009 году объем эмиссии может быть значительно большим, чем 31,1 млрд грн. Во-первых, согласно госбюджету, в 2009-м общий объем госзаймов достигнет 88,9 млрд грн, что почти в пять раз больше, нежели в прошлом году. Заемные средства будут направляться не только на финансирование дефицита госбюджета, но и на поддержку банковской системы (44,9 млрд грн). Эти деньги правительство планирует направить на покупку долей в терпящих бедствие банках или размещать их на депозитах в финучреждениях. Таким путем дополнительно выпущенные гривни также попадут в оборот. Во-вторых, закон о госбюджете-2009 предоставляет право Кабмину привлечь займы сверх запланированного уровня — в сумме, необходимой для финансирования защищенных статей бюджета, если на эти цели не будет хватать собранных налогов. Речь идет о расходах на зарплату работникам госучреждений, оплату энергоносителей, дотациях местным бюджетам, затратах на оборону, образование, здравоохранение и науку. Это могут быть немалые суммы: только на оплату труда бюджетников предусмотрено 34,6 млрд грн.

При этом закон о бюджете обязывает Нацбанк выпускать в обращение деньги по первому требованию правительства: НБУ должен в обязательном порядке выкупать по номиналу все гособлигации, которые ему предложат банки.

Необеспеченная эмиссия гривен приведет к негативным последствиям для экономики, опасаются эксперты. Если прорехи в бюджете будут покрываться за счет печатного станка, инфляция в текущем году составит не 15—17%, а десятки процентов. «Главная опасность — создание механизма необеспеченной эмиссии. Если процесс печатания денег будет запущен, при пессимистичном сценарии инфляция в 2009 году может достичь 30—40%», — полагает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра Case Украина.

Запуск печатного станка также угрожает стабильности гривни, курс которой в этом случае обвалится ниже 10 UAH/USD. Тем более что из-за эмиссии Украина рискует не получить очередные транши кредита МВФ. В 2009-м страна должна получить четыре части займа на общую сумму около $9,8 млрд, при этом первый из них ($1,9 млрд) должен поступить в середине февраля. Но власти уже нарушили условия меморандума об экономической и финансовой политике, который был составлен для получения кредита МВФ: документ, в частности, предусматривает нулевой дефицит бюджета в этом году. Крупномасштабная эмиссия приведет к новым нарушениям условий меморандума, например, по ограничению темпов роста денежной базы (по условиям меморандума в 2009 году — не должны превысить 11%).

По мнению экономистов, результатом инфляции и дальнейшего обвала гривни будет крах банков и массовые корпоративные дефолты по внешним долгам. В таком случае восстанавливаться экономика будет очень медленно, и не ранее чем с 2010-го. «В случае массовых дефолтов в ближайшие несколько лет Украине будет очень трудно привлечь внешние займы и инвестиции», — полагает Елена Белан. «Увеличение госдолга автоматически уменьшает возможности бюджетной политики в следующие годы», — добавляет Олег Устенко. Впрочем, экономисты уточняют, что инфляция начала 1990-х гг., которая достигала сотни и даже тысячи процентов в год, не повторится. Причиной обесценивания денег в то время была не только необеспеченная эмиссия, но и более глубокие по сравнению с текущими проблемы, с которыми столкнулась украинская экономика после распада СССР.

Выборы все спишут

Запуск эмиссионного маховика не является неизбежным. У правительства есть и другой путь: сократить бюджетные расходы. Сразу же после принятия закона о госбюджете-2009 Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко отправили послание в Международный валютный фонд, пообещав откорректировать показатели госбюджета, чтобы соблюсти условия меморандума. Более того, сокращение государственных расходов возможно и без изменения бюджета: путем возврата к ручному управлению госфинансами. Правительство может отказаться, например, от повышения пенсий и зарплат бюджетникам, не финансировать стабилизационный фонд (около 20 млрд грн) и сократить расходы на строительство и ремонт автодорог (12 млрд грн).

Однако в преддверии президентских выборов-2010 премьеру и президенту невыгодно идти на урезание социальных выплат. Кроме того, некоторые расходы бюджета фактически занижены. Например, на компенсацию убытков НАК «Нафтогаз України» от поставок газа тепловым котельным по убыточным тарифам выделено всего 1,6 млрд грн, в то время как в 2008-м на эти цели было потрачено 7,5 млрд грн. Если местные власти не пойдут на резкое повышение тарифов на тепло, сумма компенсаций в этом году должна быть даже больше из-за девальвации гривни и ожидаемого подорожания импортного газа. Не хватать денег будет не только Нафтогазу, но и Пенсионному фонду, который сталкивается со все большим дефицитом средств из-за массового сокращения рабочих мест и «конвертации» зарплат.

Тем не менее вряд ли Национальный банк выпустит в обращение столько гривен, сколько захочет правительство. Регулятор заявил, что некоторые положения закона о госбюджете противоречат статье 99 Конституции, которая определяет основной функцией НБУ поддержание стабильности национальной валюты. Не исключено, что регулятор может отказаться от крупномасштабной денежной эмиссии. В таком случае нехватка денег в бюджете приведет к быстрому росту долгов по социальным выплатам. А размер эмиссии станет одним из главных предметов борьбы между политиками и торга с кредиторами — международными финансовыми организациями.

Опубликовано на minfin.com.ua 25 января 2009, 08:00 Источник: Контракты
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд