ВХОД
Вернуться
21 января 2009, 10:00
Новорожденный бюджет
Бюджет. Фото с сайта gazeta.lviv.ua

Новорожденный бюджет

Несмотря на грядущую предвыборную президентскую кампанию, народные избранники в этот раз не слишком глубоко прониклись материальным положением электората. Редкие попытки отдельных парламентариев привлечь внимание зала к фактическому замораживанию социальных расходов терялись на фоне более важных проблем: оскудевшая в условиях кризиса казна активизировала соревнование лоббистов, сконцентрировавшихся на выторговывании для своих спонсоров лакомых кусков из бюджетного пирога. В итоге победителями в номинации «антикризисный лоббизм» стали стрельба из лука и хоккей, а также пригородная Буча, развитие которой бюджетом-2009 поставлено во главу угла.

Народ посадили на диету

О том, что украинцам в нынешнем году придется потуже затянуть пояса, было понятно задолго до принятия бюджетного закона: одним из условий выделения МВФ двухлетнего кредита для нашей страны в размере $16,4 млрд было замораживание социальных расходов (максимальный рост на уровне инфляции). Правительство с заданием справилось. В соответствии со статьей 54 закона о госбюджете прожиточный минимум на текущий год установлен на уровне декабря 2008 г. — 626 грн.

Иными словами, пенсии и другие социальные выплаты, которые рассчитываются исходя из прожиточного минимума, останутся неизменными, а фактические доходы сократятся из-за роста инфляции (большинство экспертов на текущий год спрогнозировали повышение цен на уровне 20%).

Всего на 10% в 2009 г. вырастет минимальная заработная плата: с 1 января она составит 605 грн., с апреля увеличится до 625 грн., с июня — до 630 грн., с октября — до 650 грн., а с декабря — до 669 грн. Впрочем, даже это незначительное повышение для бюджетников будет чистейшей фикцией, поскольку, согласно документу (ст. 55), зарплаты бюджетникам станут рассчитывать исходя из должностного оклада работника первого разряда, который установлен на уровне 545 грн. Хотя в соответствии с Законом «Об оплате труда» оклад не может быть меньше законодательно закрепленной минимальной зарплаты.

Еще в более плачевном положении могут оказаться получатели разнообразных социальных выплат, которые, согласно законодательству, рассчитываются исходя из размера минимальной заработной платы (чернобыльцы, молодые матери, получающие пособие при рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста, и др.). Бюджетный закон (ст. 71) фактически дает Кабмину право на свое усмотрение определять размеры такой помощи в объемах ассигнований, предусмотренных на соответствующие программы.

Это означает, что, к примеру, резкий рост рождаемости, на который не рассчитывали правительственные чиновники в бюджетной калькуляции, вызовет снижение размера выплат по уходу за ребенком. Ужаться в расходах также придется студентам, стипендии которых депутаты с подачи Кабмина решили оставить неизменными.

Но, видимо, и этого оказалось недостаточно, чтобы угодить МВФ. Сразу после принятия бюджетного закона Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко направили директору-распорядителю Международного валютного фонда Доминику Стросс-Кану письмо, в котором говорится, что в документе «не в полной мере удалось воссоздать отдельные показатели экономической программы, поддержанной МВФ», и пообещали в дальнейшем откорректировать бюджет в ключе достигнутых договоренностей, в том числе и в части финансирования расходов населения.

Правда, в этот раз вместе с народом решили страдать и сами представители власти. Едва ли не впервые за всю историю они пошли на беспрецедентный шаг и ужали свои расходы. Впрочем, «страдания» власть имущих по-прежнему выражаются в астрономических суммах, которые потратит казна на их содержание.

Скажем, на организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Президента бюджет-2009 предусматривает почти 106,5 млн грн. (в прошлом году — около 152,4 млн грн.), только на медицинское обслуживание народные избранники без тени сомнения определили себе 91,3 млн грн. (в 2008 г. не поскупились на 113,9 млн грн.). Самой скромной оказалась Юлия Тимошенко: вместо прошлогодних 127,6 млн грн., полагавшихся на обслуживание деятельности Кабинета Министров, нынешний бюджет оговаривает сумму в 55,4 млн грн.

Любимые дети кризиса

Новинкой нынешнего бюджета стал Стабилизационный фонд, средства которого, по версии правительства, должны помочь отечественной экономике справиться с последствиями затяжного кризиса. Убеждая в необходимости его создания, Юлия Владимировна уверяла, что финансовую поддержку от государства получат наиболее уязвимые отрасли, мол, иначе и быть не может, ведь лишних денег в казне нет. Однако украинские реалии расставили все на свои места.

В ходе рассмотрения бюджетного закона в сессионном зале расходные статьи Стабфонда изменились до неузнаваемости, и изначально здравая идея превратилась в перечень требований лоббистов всех мастей, без голосов которых главная смета страны, возможно, и до сих пор оставалась бы только проектом.

Строители подсуетились загодя. Еще до утверждения бюджета-2009 их хождения по властным кабинетам увенчались принятием Закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства». Документ обязал Кабмин направить на поддержку строительства не менее 20% всех поступлений в Стабфонд. Однако в окончательной версии закона об этом не говорится ни слова. Подобрать крохи с барского стола строители смогут, лишь апеллируя к строке «другие расходы фонда».

Другие лоббисты применили иную тактику: не став обивать пороги властных кабинетов, они смогли внести в бюджетный закон свои пожелания с голоса. Проверенная практика сработала и в этот раз. Неизвестно, за какие заслуги, а главное, на какие цели по 12 млн грн. из Стабфонда достанется Житомирской и Луганской областям, 11 млн грн. — Кировоградской. Внятную причину выделения средств смогли придумать только просители от Керчи. В нынешнем году город получит 10 млн грн. на сооружение третьей очереди троллейбусной линии, хотя аналогичные незавершенные проекты имеются и в других городах, к примеру, в Белой Церкви.

Среди городов-счастливчиков также оказался Донецк, который получит 500 млн грн. на сооружение метрополитена. Венцом лоббистской беспардонности стало выделение 20 млн грн городскому бюджету Бучи — одному из сотен ничем не примечательных городков, если не считать, что именно в его лесных окрестностях так любят обустраивать свой дачный быт представители высшей власти.

Отдельный реверанс был сделан в сторону Президента: его любимое детище — «Мистецький арсенал» — также сочли «антикризисным» проектом, на финансирование которого в Стабфонде предусмотрено 200 млн грн. Кроме того, теперь вся страна будет точно знать, какие виды спорта у нас считаются самыми «антикризисными»: из скудных средств фонда 20 млн грн. потратят на сооружение базы олимпийской подготовки лучников, а еще 150 млн — на строительство спортивных объектов с искусственным льдом в рамках государственной целевой программы «Хоккей Украины».

Только вот с наполнением Стабфонда не все так просто. В соответствии с бюджетным законом в него будут поступать средства от приватизации, которых ФГИ, согласно плану, должен собрать почти 9,8 млрд грн. Причем, чтобы выполнить его, приватизаторам разрешено продавать объекты даже за валюту. Однако шансы, что приватизационный процесс будет разблокирован в канун предвыборной президентской кампании, практически равны нулю. Единственным надежным источником средств для Стабфонда станет наращивание госдолга: бюджет разрешает наполнять его за счет размещения ценных бумаг государства.

Кабмин рулит

Куда более серьезная проблема — наполнение общего фонда финансовой сметы. Она рассчитана исходя из неоправданно завышенных макроэкономических прогнозов, что к официально задекларированному размеру бюджетного дефицита (31,105 млрд грн.) может добавить еще около 20 млрд грн. кассового разрыва. В этих условиях для правительства было чрезвычайно важно заполучить право самолично управлять финансовыми потоками казны, и депутаты оказали ему такую ответную любезность. Теперь в экстренных случаях Министерство финансов сможет не только на свое усмотрение перераспределять расходы по госпрограммам, но и вовсе заморозить их финансирование.

Дело в том, что, в соответствии с законом, деньги на бюджетную программу будут выделяться только после утверждения ее паспорта (конкретной сметы), что, как показывает практика, Кабмин начинает делать лишь с середины года. Таким образом, распорядители просто не успевают освоить все полагающиеся средства.

Кроме того, правительство получило возможность перераспределять временно свободные деньги фондов социального страхования, что даст возможность отчасти закрыть дыры Пенсионного фонда и Фонда по безработице. На заметку склонным к финансовой аргументации банкирам: в компетенции КМУ также оказалось определение порядка размещения временно свободных денег местных бюджетов на депозитах. Иными словами, Кабинет Министров сам будет отбирать уполномоченные банки, которые станут обслуживать бюджетные средства.

И что самое интересное: если команде Юлии Тимошенко будет катастрофически недоставать денег, то их, в соответствии со статьей 85 бюджетного закона, всегда можно будет в неограниченном объеме одолжить на внутреннем или внешнем рынке.

Елена Демина

Опубликовано на minfin.com.ua 21 января 2009, 10:00 Источник: Деловая Столица
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд